Сергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересівМи не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні.
ГоловнаГлавная
Регiональнi організацiї

Пошук

Теги

Пряма мова

Версія для друку 5 жовтня 2009

Валентин Симоненко: «У Счетной палаты еще столько материалов — не хватит недели, чтобы все заслушать»

«У Счетной палаты еще столько материалов — не хватит недели, чтобы все заслушать»

В апреле 2009-го председатель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко рассказал в интервью шокирующую правду о состоянии бюджета и деятельности (точнее, бездеятельности) власти в условиях кризиса, едко назвав бессистемные метания правительства хлестаковщиной, возведенной в ранг методологии и практики государственной политики. С тех пор прошло полгода. Из-за политического противостояния в Верховной Раде депутатам не удается заслушать председателя Счетной палаты на своем заседании. Поэтому в последнее время он все чаще выходит к журналистам на пресс-конференции.


Когда мы встречались с вами весной, Госкомстат как раз приостановил публикацию ежемесячных показателей ВВП, и оценка Счетной палаты была единственным официальным документом, по которому можно было судить о глубине падения экономики. Вы тогда сказали, что реальное сокращение ВВП за два месяца превысило 20%, а промышленного производства — 32,8%. Какие цифры у нас сейчас?

— Я бы сказал, что такая же динамика падения и сохранилась. За восемь месяцев текущего года наблюдается сокращение промышленного производства практически во всех отраслях. В целом оно составило почти 30%. В последний раз такое снижение было в далеком 1997 году.

Но я начну все-таки с валового внутреннего продукта, потому что этот показатель является ключевым для бюджетных доходов. Государственный бюджет на текущий год сформирован, как вы помните, исходя из его роста на 0,4%. Однако, согласно экспертной оценке Счетной палаты, за восемь месяцев 2009 года реальный ВВП снизился на 18,3% (за первое полугодие — на 19,7%). Всего по итогам нынешнего года спад составит около 15%. Что обусловит недополучение как минимум 20 млрд. грн. запланированных доходов. И это только по одному показателю.

А каким тогда может быть дефицит бюджета на конец года?

— По нашей экспертной оценке дефицит государственного бюджета, с учетом средств, направленных на капитализацию банков (44 млрд. грн.), будет составлять не менее 90 млрд. грн. Нетрудно подсчитать, что это не 3% к ВВП, как предусмотрено в законе о бюджете, а почти в три раза больше.

Но правительство рапортует об успешном выполнении планов, которые само себе устанавливает бюджетной росписью, и решении социальных проблем. Где оно берет деньги?

— Говоря о решении социальных проблем, скажем так, оно не называет, каких конкретно. Может, своих? А вот откуда берется "основание" для успешных отчетов, это я вам могу рассказать. Как показала экспертиза Счетной палаты, во-первых, Кабмином проводится постоянная корректировка плана доходов госбюджета в сторону уменьшения с переносом более 17 млрд. грн. на последующие периоды текущего года.
Во-вторых, почти треть доходов государственного бюджета получаются за счет отвлечения оборотных средств субъектов хозяйственной деятельности, что, по своей сути, является беспроцентным кредитованием государственных расходов. По нашей экспертной оценке, на 1 августа эта сумма составила 33 млрд. грн.

Третий источник: предварительное, как и в прошлом году, перечисление в государственный бюджет Национальным банком 4,5 млрд. грн. средств от превышения валовых доходов над расходами. Их перечислено на 2,5 млрд. грн., или более чем в 2 раза больше плана отчетного периода и на 0,4 млрд. грн., или 11,2%, выше утвержденного на год объема.

Все эти игрища приводят к тому, что государственная казна не получает необходимых доходов. За восемь месяцев в бюджет поступило 135 млрд. грн. или около 55% годового плана. Доходы общего фонда составили 99 млрд. грн., или только 53,6% годовой суммы.

В целом сложилась крайне опасная тенденция снижения поступления доходов бюджета по сравнению с прошлым годом. За восемь месяцев текущего года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, они уменьшились на 14 млрд. грн., или 9,3%.

И это притом, что гривня по отношению к доллару значительно упала. То есть падение идет в абсолютных цифрах, невзирая на инфляцию. Что же тогда у нас получается с учетом инфляции?!

— Я бы сказал, что у нас идет теневое, скрытое, не легализированное соответствующим законом секвестирование расходов государственного бюджета. Смотрите, что получается. Расходы общего фонда государственного бюджета за восемь месяцев текущего года проведены на 96%. Плановые назначения не выполнены почти на 5 млрд. грн. Около 80% бюджетных программ социального характера не выполняются. Но беда даже не в этом. Весь бюджетный ресурс до последней гривни направляется на текущие расходы. На развитие — ноль.

Как вы знаете, закон о Государственном бюджете на текущий год обязал правительство по результатам первого квартала внести в парламент до 1 мая предложения об изменении параметров бюджета, предусмотрев, в частности, расходы на обеспечение первоочередных функций государства, установление минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума. Что-то было внесено? Нет.

Вместо этого Кабмин подзаконными актами создал свое виртуальное правовое поле, приняв постановление "Некоторые вопросы организации бюджетного процесса" №1036 от 26.11.2008. Этим документом он существенно ограничил права распорядителей бюджетных средств в части расходов. А Министерство финансов собственным приказом утвердило особый порядок принятия бюджетных обязательств и проведения расходов в случае невыполнения доходов бюджета. Указанный порядок предусматривает открытие ассигнований пропорционально невыполнению доходов.

По сути, этими подзаконными актами осуществляется секвестирование расходов государственного бюджета. И в этом ничего плохого нет. Но где же тогда место Верховной Рады? Ведь это ее конституционное право. Или кто-то уже изменил Конституцию?

Сейчас одна из самых актуальных тем — это увеличение государственного долга. Президент уже заявил, что в 2010 году затраты на обслуживание долга, заложенные в проект бюджета, превышают расходы на оборону, медицину и образование вместе взятые. Кабмин же говорит, что занимал и будет занимать дальше в еще больших объемах. Если дадут, конечно…

— Что тут можно сказать? С одной стороны, в условиях недостаточности финансовых ресурсов для проведения расходов правительство прибегало к увеличению заимствований вынужденно. С другой — эти деньги нам не помогли, хотя, обращаю ваше внимание, с начала года именно государственный бюджет, а не Национальный банк, впервые за годы независимости получил от Международного валютного фонда заимствований на сумму, составляющую в эквиваленте 37 млрд. грн. Занять такую сумму — это большой успех для правительства страны, терпящей экономическое "бедствие".

Но какой ценой достигается этот успех? Напомню, что в 2008 году государственный долг (прямой плюс гарантированный) вырос в два раза. В текущем году государственный долг продолжает увеличиваться, и за семь месяцев вырос на 35%, а по итогам года возрастет в два раза, превысив пороговое значение, определенное статьей 10 закона о госбюджете, более чем в полтора раза. Правительство успокаивает всех и приводит в пример США и Японию, сравнивая нас с высокоразвитыми странами. Но, как говорится, далеко куцему до зайца. Для нашей экономики подобное положение — это, в первую очередь, непредсказуемый риск для государственных финансов, реальная угроза долговой безопасности.

На недавней пресс-конференции вы коснулись темы состояния дел в Пенсионном фонде. Это один из самых актуальных вопросов для многомиллионной армии пенсионеров. Скажите им правду: по вашим данным, денег на пенсии хватит? И до какого времени?

— Если исходить из тех данных, которыми располагает Счетная палата, то ситуация неутешительная. Нужно честно сказать, что на сегодняшний день выплата пенсий в значительной мере обеспечивается за счет средств государственного бюджета в ущерб другим социальным программам и деньгами, взятыми в долг.

Не секрет, что бюджет Пенсионного фонда на 2009 год утвержден с дефицитом в 13 млрд. грн. За восемь месяцев текущего года из государственного бюджета направлено на покрытие дефицита более 8 млрд. грн., или 63,4% годового плана.

Кроме этого, Пенсионный фонд получает беспроцентные возвратные займы за счет средств единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов по выплате пенсий. На начало сентября остаток невозвращенного займа превысил 16 млрд. грн., из которых 6 млрд. грн. или около 40% — непогашенный долг за прошлый год.

Объемы бюджета Пенсионного фонда из года в год стремительно растут. В настоящее время его запланированные доходы (151 млрд. грн.) достигли более 60% доходов государственного бюджета на этот год (247 млрд. грн.). Необходим тщательный анализ реального финансового состояния фонда и результатов проведения пенсионной реформы, которой было посвящено целое десятилетие.

На эту проблему правительство среагировало своеобразно, приняв постановление от 17 июля 2009 года №749 "О создании Комиссии по вопросам осуществления пенсионной реформы". Получается, "наша песня хороша — начинай сначала". Может, следует признать, что результаты прошедшего десятилетнего реформирования системы пенсионного обеспечения — нулевые, а будущее, при существующем уровне государственного управления, будет таким же.

Возвращаясь к вашему вопросу, отвечаю: учитывая фактически сложившуюся динамику поступлений бюджетных доходов, коллизию с Одесским припортовым заводом и в целом с приватизацией, возможности дальнейшего кредитования Пенсионного фонда за счет средств единого казначейского счета будут исчерпаны уже к ноябрю текущего года.

Но ведь это катастрофа для десятков миллионов людей…

— Катастрофическое положение с наполнением Пенсионного фонда — это не обособленная проблема. Параллельно происходит падение реального жизненного уровня населения, снижение основных государственных социальных гарантий. Пусть по цифрам это и не слишком заметно. Так, минимальная заработная плата за восемь месяцев в реальном исчислении снизилась на 3,8%, минимальная пенсия снизилась на 4,9%, а прожиточный минимум, "замороженный" на уровне октября прошлого года, реально снизился на 14,8%.

Но на самом деле, с учетом процессов инфляции и девальвации гривни, показатель уровня бедности превысил все возможные и невозможные уровни и сегодня по стране составляет 28,2%, а по сельской местности — около 40%. Мы скатываемся к уровню начала 90-х годов, когда зарплаты средней семье едва хватало на хлеб и молоко.

Объясняя такое состояние дел, правительство говорит, что виноват кризис и что нет денег. Их действительно мало. Но на то оно и правительство, чтобы через проведение эффективной экономической политики решать эти вопросы, а не ставить их. Иначе бедность, обнищание и даже одичание страны — не за горами. И это уже будет действительно всеобъемлющая социальная катастрофа…

Знаете, далеко не все у нас даже в условиях кризиса оказались за чертой бедности. Некоторые — напротив, "за чертой богатства". Там, куда не достают уже ни правоохранительные органы, ни журналисты и где крутятся огромные деньги. Но Счетная палата туда заглянула, когда проводила проверку по госзакупкам. Расскажите немного об этом: кому в кризис жить хорошо?

— Для начала замечу, что с апреля 2008 года и поныне правовое урегулирование в сфере госзакупок, вопреки статье 92 Конституции Украины, осуществляется не на основании закона, а в соответствии с решениями Кабинета министров Украины. Никаких попыток как со стороны оппозиции, так и со стороны коалиции для возвращения этого экономического процесса в правовое поле не предпринималось. За период 2008 года и 1 полугодия 2009 года общая сумма закупок, осуществляемых за госсредства, составила около 200 млрд. грн., из которых в ручном режиме использовано более 52 млрд. грн.

Кабинет министров постоянно и бесконтрольно меняет правила игры на стратегически важных рынках закупок, искажая тем самым конкурентную среду и создавая предпосылки для коррупции. Я могу точно сказать, что за указанный период, т. е. весь 2008 год и первое полугодие 2009 года, правительство приняло около 40 решений и протокольных поручений относительно проведения закупки товаров, работ и услуг за государственные средства у одного (!) участника на сумму около 52,6 млрд. грн. Из них по протокольным поручениям премьер-министра Юлии Тимошенко и первого вице-премьера Александра Турчинова — на 52,2 млрд грн., а по постановлениям правительства — на сумму 433,3 млн. грн.

Игнорируя требования Конституции, Кабинет министров своими решениями (в том числе протокольными поручениями) предоставляет возможность заказчикам осуществлять закупку у одного участника без согласования с Минэкономики. Его роль сводится к формальному статисту, а не специально уполномоченному центральному органу, который должен обеспечивать координацию сферы закупок товаров, работ и услуг за госсредства. К сожалению, руководство министерства не осознает, что в этой игре ему уготована участь "жертвенного барана", которого пустят под нож в ближайшем будущем.

Отсутствие системы в госзакупках привело к беспределу, цена которого составляет больше 50 млрд. грн. Если учесть, что государственный "резервуар" на эти цели исчисляется в 200 млрд. грн., можете себе представить, какие возможности "подоить" эту "корову", в том числе и в период предвыборной кампании, есть у желающих поживиться за государственный счет.

Несколько слов о Стабилизационном фонде, о котором так много говорилось как о "якоре", способном обеспечить макроэкономическую стабильность в государстве…

— По Стабилизационному фонду картина у нас следующая: из предусмотренного поступления за восемь месяцев в сумме 9 млрд. грн. фактически получено 2,3 млрд. грн. или 26,3% от плана. Дальнейшее его наполнение остается более чем проблематичным.

Из запланированных к использованию за семь месяцев средств фонда в сумме 6 млрд. грн. остались неосвоенными более 2 млрд. грн. или 38%. При этом большую часть освоенных средств составляют расходы текущего характера. В частности, свыше 2 млрд. грн. направлены на заработную плату. Что является практически нецелевым использованием бюджетных средств. Но кто ответит за это? Вопрос риторический.

В целом же средства Стабилизационного фонда распределяются без решения парламента и без согласования с бюджетным комитетом. Они фактически превращаются в дополнительный бюджетный ресурс правительства. Я бы сказал — в его карманные деньги.

Ну и напоследок, Валентин Константинович, подытожьте, пожалуйста, сказанное. В чем первопричина угрожающего положения в экономической и финансовой сфере страны с точки зрения Счетной палаты и ее аудиторов?

— Я, наверное, скажу банальность, но первопричина — в бардаке, который творится в системе исполнительной власти. Согласитесь, что именно непродуманные и бессистемные так называемые антикризисные меры правительства не смогли остановить процессы глубокой рецессии в экономике, начавшиеся в 2008 году и значительно усилившиеся в этом году. А почему это произошло? Результаты экспертиз, анализов и исследований, проведенных Счетной палатой, свидетельствуют, что проблема кроется в потере государственного управления социально-экономическими процессами, абсолютной безответственности руководителей и исполнителей всех уровней, порочной кадровой политике.

Например, итоги аудитов в ведущих министерствах и ведомствах засвидетельствовали, что функциональные обязанности выполняются на 25—30%, а права и преференции используются на все сто. И об этом Счетная палата официально информирует всех. К сожалению, наши выводы принимаются как данность, но не реализуются. Кстати, все те цифры, которые я вам сейчас дал, я готовил для выступления в Верховной Раде, но раз оно откладывается…

Так с чем же вы теперь пойдете, если выложили все в интервью?

— Ха! Далеко не все. У Счетной палаты еще столько материалов — не хватит недели сессионных заседаний, чтобы все заслушать.

Джерело: http://www.telegrafua.com/490/economics/10350/

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Повернутися до архіву

Архів

Опитування

Мир на сході настане завдяки:

Результати опитувань

Пряма мова

Карта нової україни

Вiдео

Останні обговорення

Форум