Сергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересівМи не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні.
ГоловнаГлавная
Регiональнi організацiї

Пошук

Теги

Пряма мова

Версія для друку 10 грудня 2009

Игорь Смешко: "Контролировать спецслужбы некому"

Экс-глава СБУ, Главного управления разведки Министерства обороны Украины, Комитета по вопросам разведки при президенте Украины Игорь Смешко - фигура видная, неординарная и спорная. Он из тех, о ком говорят, что знать много - это опасно. Но Игорь Петрович принадлежит еще и к той категории офицеров, которые могут себе позволить сказать: "честь имею".


- Игорь Петрович, руководитель Службы безопасности, в данном случае фамилия не имеет значения, должен быть интегрирован в политическую жизнь страны или нет? И особенно в канун выборов?

Интегрирован, то есть непосредственно заниматься политической деятельностью, нет. Это запрещено законом. А защищать государство от возможных экстремальных и противоправных форм политической борьбы за власть в стране - обязан. И время выборов здесь не имеет никакого значения. Он обязан это делать, в соответствии с законом, на постоянной основе.

- Можете пояснить?

Конечно. Например, статьей 6 Закона Украины "О Службе безопасности Украины" председателю и всем другим сотрудникам СБУ запрещено участие в политических партиях и общественных движениях, которые ставят перед собой политические цели. Этой же статьей закона запрещено использование СБУ в партийных, групповых или личных интересах. Однако, в соответствии со статьей 2 этого же закона, председатель СБУ обязан защищать территориальную целостность и конституционный строй Украины. Особенно - реагировать на любые планы и угрозы противоправного свержения действующего в стране государственного строя. В том числе если эти угрозы исходят и со стороны политических партий или движений внутри страны. Независимо от того, находятся ли эти политические партии в данный момент в оппозиции или при высшей государственной власти.

- Даже от той партии, которая, например, поддерживает действующего президента?

Председатель СБУ должен, согласно закону, быть независим от влияния всех без исключения политических сил в стране. Даже тех, которые инициировали его назначение на эту должность или же обеспечили поддержку его кандидатуры при голосовании по этому вопросу в парламенте.

- Но ведь председателя СБУ назначает своим указом президент, а его поддерживает только одна определенная политическая сила в стране. Да и в Верховной Раде не все же политические силы могут поддержать его при назначении на должность. Нет ли здесь "конфликта интересов"? Не будет ли он на очередных выборах поддерживать только те политические силы, которым обязан своей должностью, боясь ее потерять в результате выборов?

Не буду лукавить: такая опасность сейчас объективно существует. Мне уже неоднократно приходилось говорить на эту тему. Особенно начиная с 2005 года. Причина - в отсутствии предварительной подготовки законодательства Украины к началу практики назначения на руководящие должности в силовых органах государства гражданских "политназначенцев"... А также в несовершенстве нашего законодательства в сфере парламентского контроля за деятельностью не только СБУ, но и всех специальных служб и правоохранительных органов Украины. Дело в том, что сам принцип контроля в соответствующих законах объявлен и задекларирован. Однако глубина и процедура подобного контроля ни в законах, ни в каких-либо других обязательных для выполнения этими ведомствами нормативно-правовых документах не прописаны. В результате, никакого действенного контроля за деятельностью СБУ, способного вскрыть истинную проблему, в настоящее время не существует. Существует право, например, народных депутатов делать запросы в СБУ. Однако не установлена ответственность за неполный, "отписочного" характера, а иногда и тенденциозно искаженный ответ со стороны СБУ на подобный запрос. Некому устанавливать и расследовать подобного рода действия и внутри, и вне СБУ. С другой стороны, практически не действует механизм привлечения к ответственности за разглашение депутатом закрытой информации, которую он может получить в результате подобного запроса.

- А что, до 2005 года разве было по-другому?

Проблема с контролем за деятельностью СБУ в целом и с парламентским контролем в частности существовала и до 2005 года. Она тяжело, но постепенно совершенствовалась. Взять хотя бы исторический Указ президента Леонида Кучмы 2004 года "О дополнительных мерах по демократизации общества и усилению гражданского контроля за деятельностью правоохранительных и разведывательных органов Украины". Этим указом впервые за годы существования нашего государства были отозваны оперативные сотрудники СБУ из высших государственных и контролирующих органов, которые сами, согласно закону, должны контролировать деятельность Службы безопасности Украины. Однако ситуация резко обострилась именно с началом неподготовленной практики политически мотивированных, а не профессионально-карьерных назначений в силовых ведомствах. Перед началом этой практики, например, требовалось предварительно дополнить соответствующие нормы законов об ответственности и наказании - за возможное непрекращение политической деятельности партийным функционером после его назначения в СБУ и за попытки использования этого органа в своих узко партийных целях. Политическая деятельность в СБУ, например, со стороны военнослужащих может быть успешно пресечена. Для этого уже создана соответствующая нормативно-правовая база. А вот на сотрудников СБУ из состава гражданских лиц не распространяются положения воинских уставов и, как следствие, нормы законов о воинских преступлениях.

- Сразу напрашивается пример с Турчиновым. Что это было, по вашему мнению?

Александр Турчинов был первым в истории Украины гражданским партийным функционером, назначенным на должность председателя СБУ сугубо по политическим мотивам. Эта должность на момент его назначения соответствовала воинскому званию генерала армии. Он также стал первым лицом, возглавившим эту структуру, не имея специального военного или юридического образования, предыдущего опыта кадровой работы в каких-либо других специальных службах государства и даже опыта личной воинской службы. Это было именно больше "революционное", чем соответствующим образом законно подготовленное назначение. Мировая практика демократических государств мира знает примеры политических назначений на руководящие должности в силовых ведомствах государства. В том числе и после очередных выборов и смены правящей политической партии в стране. Однако, во-первых, подобные назначения осуществляются исключительно по закону, в соответствии с действующей Конституцией. При этом сильно урезаются функции и права подобных партийных "политназначенцев" по сравнению с беспартийными кадровыми профессионалами. Например, присваивать воинские звания своим подчиненным они, как правило, уже не могут. В оперативную деятельность подчиненных - кадровых профессионалов в большинстве случаев не вмешиваются. Число этих "политназначенцев" строго ограничивается законом, и они обязаны опираться в своей работе на кадровых профессионалов, участие которых в политических партиях строго запрещено. Одновременно кадровое продвижение по службе беспартийных профессионалов ставится под жесткий контроль парламента и действующей там оппозиции...

- А во-вторых?..

Во-вторых, до введения в практику подобных назначений предварительно принимаются специальные законы и детально прописываются процедуры жесткого контроля со стороны парламента и оппозиции за их будущей деятельностью. Можно сказать, что именно фактор наличия узаконенных процедур контроля и является главным предварительным условием наличия подобной практики в демократических государствах мира. Только они и могут в последствии исключить использование представителями победивших на выборах политических партий своих новых государственных должностей в силовых ведомствах в своих узко партийных, а не общенациональных целях... Согласитесь, что перед назначением Александра Турчинова в феврале 2005 года на должность председателя СБУ в Украине не существовало вышеперечисленных условий, соответствующего законодательства, а также устоявшейся демократической традиции в этом вопросе.

- Что подтвердило и последующее развитие событий, сразу после снятия в 2005 году с поста премьер-министра Украины Юлии Тимошенко? Ведь тогда Александр Турчинов сразу же перешел в оппозицию к действующему президенту - Верховному главнокомандующему Виктору Ющенко?

Вы правы. Сам факт использования в те дни специального объекта СБУ - охраняемой служебной дачи председателя СБУ для проведения втайне от действующего президента Украины совещания лидера только одной из политических партий с высшими должностными лицами государства, в первую очередь, силовыми министрами - случай для любого уважающего себя государства беспрецедентный. Ведь основными вопросами, которые обговаривались тогда на том совещании, судя по последующим публикациям в СМИ, были способы противодействия и контрмеры действующему президенту, связанные с отставкой правительства Юлии Тимошенко.

На этом совещании присутствовали и министр обороны, и министр финансов, а также генеральный прокурор Украины Святослав Пискун. Его присутствие втайне от президента на этом совещании совместно с председателем СБУ было, по- моему, особенно опасно для главы государства. Оно могло теоретически свидетельствовать и о подготовке определенных неконституционных действий в отношении его. Это был еще один очень опасный прецедент в истории формирования в нашей стране системы верховенства права и построения настоящего демократического общества... Подобные игры в "революционную необходимость", понимаемые только одной политической партией, в ущерб общенациональным интересам государства, могут ему дорого стоить, даже крови и территориальной целостности.

- Печальную картину вы рисуете накануне предстоящих президентских выборов, связанную с делами в нашем СБУ... А есть ли обнадеживающие новости?

Есть. Те, кто до 2005 года, пусть не всегда вовремя, но успешно создавали и совершенствовали законодательную и нормативно-правовую базу для обеспечения деятельности СБУ, были, прежде всего, профессионалами. Это и помогло Службе безопасности Украины успешно пройти тяжелые испытания конца 2004 года. Революционного низвержения существующего в стране конституционного строя и угрозы территориальной целостности государства удалось тогда успешно избежать. Не последнюю роль в этом сыграла и ст. 35 Закона Украины "О Службе безвестности Украины", включенная в этот закон по личной инициативе первого председателя СБУ генерала Евгения Марчука. В этой статье Закона говорится о личной ответственности сотрудников СБУ, и этой статьей они обязываются "отказаться от исполнения какого-либо приказа, распоряжения или указаний, которые противоречат действующему законодательству Украины". Молодым сотрудникам СБУ особенно полезно всегда помнить об этом.

-Давайте немного сменим направленность нашего разговора, Игорь Петрович. Помнится, в 1982 году вы успешно защитили кандидатскую диссертацию по теме "Системы наведения управляемых ракет". В 1991 году получили звание доктора технических наук по научной специальности "Военная кибернетика", а затем и профессора по специальности "Военная кибернетика, информатика и системный анализ..." (1991). И вот сегодня вы, кажется, пошли на соискание степени по партийному строительству. Ваша общественная организация "Сила и честь" - это прообраз партии или это фундамент, на котором можно выстраивать будущую конструкцию для ведения "торгов" с определенными политсилами во время выборов в местные советы и парламент?

Общественная организация "Сила и честь" поставила перед собой цель объединить ветеранов всех силовых структур, правоохранительных органов и спецслужб Украины. Однако это не является очередным политическим проектом, который создан исключительно под какие-либо определенные выборы в стране, президентские или парламентские. В частности, мы не будем официально поддерживать на предстоящих президентских выборах ни одного из зарегистрированных кандидатов в президенты страны и принимать участие в деятельности их избирательных штабов. Во-первых, в силу того, что мы не успели к этим выборам полностью развернуть свою работу и соответствующую организационную структуру , как следствие, не успели выдвинуть собственного кандидата в президенты страны, способного победить на этих выборах. Во- вторых, наша организация изначально создавалась не для "подтанцовки" какой- либо из уже существующих политических партий в стране. Власть и политика для нас не есть самоцелью. Все, что необходимо, мы уже сами себе и другим давно доказали.

- Чего же вы хотите?

Мы хотим реальных перемен в Украине и поэтапного наполнения прежде всего представительской, выборной ветви власти в стране компетентными и подготовленными кадрами. Если хотите, настоящими патриотами и профессионалами, которые наконец начнут неукоснительно соблюдать действующую Конституцию и законы Украины. Создавая таким образом фундамент для их верховенства в нашем государстве и активный кадровый заслон для дальнейшего проникновения во власть случайных авантюристов, ведущих к расколу Украины. А главное - способных обеспечить строительство сильного и правового государства Украина.

Думаю, что наша организация, как никакая другая в Украине, имеет необходимый потенциал объективных знаний о реальных качествах и возможностях подобного кадрового резерва страны во всех его регионах.

- И все-таки давайте по порядку. 25 июня 2009 года вы и ваши коллеги провели общее собрание ветеранов силовых структур, правоохранительных органов и спецслужб, и уже через полмесяца, 9 июля, у вас прошел учредительный съезд вашей организации "Сила и честь". Что побудило вас всех объединиться, и что дальше?

Мне уже приходилось говорить о том, что сама по себе задача подобного объединения трудновыполнима. В силу как объективно существующей корпоративности, так и разделяющей друг друга разной профессиональной ментальности и этики отношений, характерных для разных силовых ведомств. Если бы не два решающих фактора.

Первый - общее чувство стыда за состояние дел в нашем государстве. И общее понимание того факта, что мы все являемся свидетелями банкротства нынешнего политического руководства Украины. Здесь как раз уместны слова любимого многими киноперсонажа: "За державу обидно". Банкротство ведь это выразилось как в серьезных провалах развития нашей экономики, внешней и внутренней политики Украины за последние годы, так и в катастрофическом падении уровня доверия наших граждан ко всем без исключения институтам государственной власти в стране. С одновременным развалом правоохранительной системы и управляемости силовым блоком государства со стороны действующего президента Украины.

И второй фактор - это факт отсутствия в наши дни при власти в Украине настоящей политической элиты общенационального и всеукраинского масштаба. И, что не менее важно, по-настоящему европейского и глобального уровня мышления... Как следствие всего этого - тотальное отсутствие компетентности и профессионализма, системного подхода к решению возникающих проблем и каких-либо признаков культуры у подавляющего большинства ныне действующих государственных деятелей в стране. Можно даже сказать, что бескультурье, безграмотность и некомпетентность стали править сегодня бал в нашем государстве.

Этому процессу объективно пора положить конец. Под угрозой оказалась даже вера граждан Украины и наших детей в будущее страны, в саму возможность существования сильной, благополучной и, если хотите, гордой страны под названием Украина. У бывших "силовиков" тоже есть свои дети и семьи. Никто из нас не собирается в будущем становиться эмигрантами. И мы никому не делегировали наше законное право и обязанность любить и защищать нашу Родину - Украину. И таких у нас насчитывается сейчас более 700 тысяч человек. При этом возраст более чем половины из них находится в пределах от 40 до 50 лет.

Наконец, в данный момент мы такие же равные со всеми рядовые граждане Украины, имеющие по закону право на общественную и политическую деятельность. Мы отличаемся от других разве тем, что имеем более длительный опыт предыдущей нашей службы государству, и, наверное, большей дисциплинированностью, правовой культурой и законопослушностью.

- И каковы ваши ближайшие планы?

Приход лучших наших представителей к власти на всех уровнях: от поселковых и районных советов до Верховной Рады Украины. Используя при этом все дозволенные законом политические средства борьбы, определенные в рамках Конституции и законов Украины. Одновременное "открытие шлюзов" во власть и для наших союзников: новых и свежих политических сил, которые смогут вместе с нами впервые начать реальное участие в политической жизни Украины. Как, например, новое гражданское движение "Новая Украина"...

В связи с этим нашей главной целью на ближайшую перспективу есть создание собственной политической партии и обязательное участие ее в предстоящих в мае будущего года выборах в местные советы. В последующем - участие в очередных или внеочередных выборах в Верховную Раду и создание в ней коалиции дееспособных сил, заинтересованных в реальных переменах в стране.

- И что для этого уже делается?

С этой целью наши региональные организация уже начали процесс "паспортизации" каждого региона Украины и формирование соответствующего кадрового резерва для участия в предстоящих выборах. Главными отличительными чертами нашей деятельности должны стать: - объективная оценка информации о реальном положении дел в каждом регионе, его реальных проблемах, причинах их возникновения и способах преодоления как на местном, так и на центральном уровнях;

- поиск не скомпрометировавших себя, профессионально подготовленных и патриотически настроенных перспективных региональных кадров, искренне верящих в будущее сильного и гордого государства - Украины;

- формирование в каждом регионе реального и качественного кадрового резерва для последующего участия в предстоящих выборах в местные и центральные органы власти.

- Скажите, а почему в оргкомитет вашей организации, насколько мне известно, входят лишь отставные и запасники-резервисты "силовики": эсбэшники, военные, прокуратура, милиция, эмчаэсовцы. Вы что не доверяете своей тайны гражданским? Поверьте, там очень много достойных людей...

Во-первых, у нас нет никаких тайн. Как я уже говорил, в данный момент мы такие же рядовые граждане Украины, как и все другие. Однако полностью с вами согласен насчет достойных людей среди подавляющего большинства гражданского населения нашей страны и никоим образом не считаю по-другому. Мы полагаем, что наша организация "Сила и честь" должна стать в будущем лишь основанием, каркасом для формирования в стране настоящей и новой политической элиты государства.

Хочу, что бы вы правильно меня понимали: под новой политической силой мы не имеем в виду исключительно людей, бывших когда-то в погонах. Своими надежными партнерами и союзниками мы считаем научную и творческую интеллигенцию, государственных служащих, представителей малого и среднего бизнеса. Огромный акцент хотелось бы сделать на прогрессивную и активную молодежь... Особенно - на представителей уже сформировавшихся региональных элит нашего государства, которые устали от паралича и непредсказуемости центральной власти. И которые лучше, чем она, эта центральная власть, знают свои реальные проблемы на местах. А главное - они лично заинтересованы в скорейшем решении этих проблем.

Что же касается костяка нашей организации, то он действительно состоит пока преимущественно из бывших военных и правоохранителей, но это, я повторюсь, "преимущественно", поскольку в нашей организации есть также и заслуженные юристы, и экономисты, и ученые, и те, кто уже многие годы своей жизни отдали государственной службе на высоких должностях и имеют большой опыт управления... Однако мы понимаем также и то, что новая, "третья политическая сила", которую с таким нетерпением ожидает народ Украины, сама по себе родиться не сможет. Хотя людские ресурсы для этого, по нашему убеждению, в стране есть. Наша цель - их объединить и повести за собой. И мы небезосновательно считаем, учитывая исторический опыт многих передовых стран мира, что основой для этой новой "третьей политической силы" могут стать как раз лучшие из тех, кто уже доказал и свою законопослушность, и дисциплинированность, и профессиональную компетентность. Те, кто когда-то носил погоны и еще в юности сделал свой собственный выбор, приняв присягу на верность своему народу. И уже отдал служению ему лучшие годы своей жизни.

Джерело: http://cn.com.ua/N583/guest/openly/1.html

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Повернутися до архіву

Архів

Опитування

Мир на сході настане завдяки:

Результати опитувань

Пряма мова

Карта нової україни

Вiдео

Останні обговорення

Форум