Ми не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні. Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересівСергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу
ГоловнаГлавная
Регiональнi організацiї

Пошук

Теги

Пряма мова

Версія для друку 10 червня 2009

Владимир Фесенко: "История несостоявшейся коалиции - некачественный детектив"

Такое сравнение очередного провала коалиции Партии регионов и БЮТ привел эксперт «Украинского форума» Владимир Фесенко. Он также рассуждал о таких актуальных для страны вопросах, как шансы основных кандидатов на президентских выборах, насколько украинский избиратель готов поставить у руля страны новых политиков, последуют ли за президентскими выборами досрочные парламентские и какова дальнейшая судьба конституционной реформы.


Почему Партия регионов и БЮТ уже около года пытаются объединиться, но так и не могут? Возможен ли априори союз между этими политическими силами?

Мне эта ситуация напоминает некачественный детектив: много неразгаданных тайн, сюжет невнятный и завис сакраментальный вопрос «Был ли мальчик?», то есть был ли согласованный проект Конституции. Ведь официальная версия документа обнародована не была.

Хотя обе стороны утверждали, что переговоры велись, и Партия регионов и БЮТ были близки к заключению соглашения. Почему не договорились, мы можем лишь высказывать гипотезы. Думаю, что главная причина, по которой не была достигнута договоренность, остается той же, что и при предыдущей попытке осенью прошлого года – взаимное очень глубокое недоверие. Риск, что 300 голосов для поддержки этих инициатив не наберется, оставался.

Не было полной консолидации в Партии регионов. Дело не в демарше Инны Богословской, ведь ее публично никто не поддержал. Ропот в рядах Партии регионов по поводу союза с БЮТ был не из-за оппозиционности своему лидеру, а от недоверия к Тимошенко. Некоторые регионалы откровенно признавали, что они не хотели бы брать на себя ответственность за деятельность правительства в условиях экономического кризиса. Внутри БЮТ тоже появилась оппозиция, которая не хотела коалиции с Партией регионов и не желала голосовать за кандидатуру Виктора Януковича в случае избрания президента в парламенте.  

Могло ли политиков напугать негативное отношение избирателей к той же отмене выборов президента прямым голосованием?

Не последнюю роль в том, что коалиция не состоялась, сыграло общественное мнение. Как среди сторонников регионалов, так и сторонников БЮТ нет однозначного отношения к объединению этих политических сил. Различные социологические опросы показывали, что большинство украинцев не принимают идею избрания президента в парламенте. Об этом известно и Януковичу, и членам БЮТ. Но самое большое неприятие у политиков, представителей общественности, экспертов вызвал неофициальный проект изменений Конституции, который появился на сайте «Зеркала недели». Необходимость корректировать Конституцию из-за проблем, которые возникли после ее изменения в 2004 году, признают все. Такие положения, как выборы президента в парламенте, продление полномочий Верховной Рады на два года, императивный мандат, создание новой структуры в судебной системе оказались особо неприемлемы.

Показательно, что никто из видных политиков и экспертов не откликнулся на призыв президента Ющенко стать рядом с ним на защиту Конституции. Критика была не в пользу Ющенко или против Тимошенко и Януковича, а против конституционных изменений. А без согласованного проекта Конституции не могло быть подписано и коалиционное соглашение.

Почему, чтобы объединиться, Партии регионов и БЮТ обязательно нужно менять Конституцию? Для чего этим политическим силам необходимо такие новшества, как избрание президента в парламенте?

Это еще раз говорит о глубоком взаимном недоверии. Договаривающиеся пытались в проекте Конституции создать систему гарантий, а также сбалансировать возможности и ресурсы, которыми обладают в органах власти с одной стороны, -вроде как партнеры, а с другой - конкуренты. Договоренность была в том, если Тимошенко остается премьером, то Янукович должен получить пост президента. Почему через парламент? Потому что на прямых президентских выборах избиратели бы не поняли, почему Тимошенко не баллотируется. Продлевали полномочия Верховной Рады, чтобы избежать конкуренции в случае парламентских выборов.  

Не означают ли заявления членов БЮТ о намерениях все-таки изменить Конституцию до президентских выборов, что на последнем туре Тимошенко может сойти с предвыборной дорожки в пользу другого кандидата?

Я очень сильно сомневаюсь, что Тимошенко снимет свою кандидатуру и уступит дорогу Януковичу. Этого не поймут избиратели.

Не будет до президентских выборов и никаких изменений в Конституцию. Эта тема в канун выборов президента станет не более чем избирательной технологией. Тимошенко, Янукович и Ющенко будут презентовать свои проекты как план выхода из политического кризиса. А настоящая Конституционная реформа начнется после президентских выборов.  

Какова, по-вашему, судьба Конституции после президентских выборов?

Хотя Юлия Тимошенко не раз заявляла, что она за канцлерский вариант политической формы власти в Украине, она все-таки намерена баллотироваться в президенты. Но нельзя выступать за парламентскую модель и одновременно бороться за пост президента. Ведь изначально президент должен согласиться с ограничениями своих полномочий. Из-за этого противоречия в действиях политиков я бы не спешил с прогнозами того, как будет меняться Конституция.  

Не стоит также забывать: то, что политики обещают во время выборов и что реализуют после них, как правило, не одно и то же. Варианты могут быть разные: в зависимости от того, кто победит на президентских выборах, какой будет конфигурация политических сил в парламенте после выборов. Если конституционную реформу будет проводить новый президент, то, скорее всего, в Украине будет усилен институт президента и будет попытка ликвидировать дуализм в исполнительной власти.  

Будут ли перевыборы Верховной Рады, ведь всякий новый президент заинтересован в парламенте, на который он может опереться, для реализации своей политики?

И это естественно, если президент намерен проводить реформы, а правительство у нас формирует парламентское большинство. Вероятность того, что спустя какое-то время после выборов президента состоятся досрочные парламентские, достаточно высока.  

Каковы шансы новых политиков и новых политических движений на предстоящих выборах?

Это зависит от того, когда и в каких условиях будут проходить досрочные парламентские выборы. По опросам общественного мнения около 40% избирателей готовы поддержать новых политических лидеров и новые политические силы. Здесь главное, кого именно избиратель считает новыми политиками, которые в состоянии реализовать их ожидания. Динамика общественного мнения показывает, что как только ухудшается экономическая ситуация, количество тех, кто поддерживает новых политиков и новые политические силы, возрастает.
Джерело: Пресс-служба гражданского движения "Новая Украина"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Повернутися до архіву

Архів

Опитування

Мир на сході настане завдяки:

Результати опитувань

Пряма мова

Карта нової україни

Вiдео

Останні обговорення

Форум