Ми не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні. Сергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересів
ГоловнаГлавная
Регiональнi організацiї

Пошук

Теги

Форум

Куда текут реки современных образовательных процессов?

Куда текут реки современных образовательных процессов?

Хижняк Сергій Ігорович

2009-10-27 16:35:19
Куда текут реки современных образовательных процессов?
Наше общество опять столкнулось с необходимостью резкого изменения социально-экономических устоев своей жизни. Это понимание есть у многих наших людей, хотя не всеми вполне осознанное. Но чувство неустойчивости, напряженности и необходимости коренного изменения существующего положения нарастает. давайте посмотрим на проблему шире. Сегодня идут мощные динамические процессы в социально-экономической жизни общества. Проблемы управления ими выходят на ведущее место. Поэтому на самом верху теперь принято писать Концепции, Стратегические планы, масштабные прогнозы.Давайте заглянем и посмотрим, что пишут о перспективах развития образования. Каков прогноз и куда нас хотят вывести?Но вначале замечу, что о ключевом значении образования в общественных процессах и явлениях государств писал еще Бисмарк: «Войну выигрывает школьный учитель». У нас же в период самой большой востребованности общества в современном образовании идет массовое сокращение численности учителей.Вот в чем министр образования и науки видит в Украине основные причины торможения прогресса и развития!Т. е. вот он основной прогнозируемый результат провозглашенного в Концепции подушевого принципа финансирования образовательных учреждений — главные реформы образовательной системы в стране сводятся к ее физическому уничтожению. Если по Бисмарку, то это все и есть верный способ подготовки поражения государства в будущей войне. Так кто у нас заинтересован в этом поражении? Господа из Министерства образования? Или кто-то повыше? Но еще страшнее, что общественность страны этого практически не замечает — нет бурных обсуждений, демонстраций протеста, выступлений аналитиков, парламенариев и т. д.В основу модернизации системы образования предложено положить принципы национального проекта «Образование». Это что-то новое, когда в основу Концепции берется какой-то конкретный проект, тем более, который так и не дал до сих пор никаких положительных результатов. Да и не может дать. Возьмите, например один из его принципов: «деньги в обмен на обязательства»… Да, о бизнесе так говорить можно. Но можно ли сводить образовательные задачи к бизнесу?К сожалению, высшее образование в Концепции развития Кабинета министров упомянуто всего 8 раз и однозначно согласиться с идеями, действительно развивающими систему, можно только в двух случаях: «предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития..» и «расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры…»Доступность качественного образования провозглашена в стратегических целях, но реально запускаются обратные процессы. По сути, проводится линия на элитарность качественного образования. Не случайно пошли разговоры из высоких министерских кабинетов о том, что у нас в стране слишком много вузов. Зачем нам столько людей с высшим образованием? А вдруг все вокруг станут образованными да умными, и дурь каждого высшего чиновника видна станет всякому? Ну, тогда сократим число государственных вузов: уже слышим призыв министра образования.Не лишним будет полюбопытствовать — а из скольких: в разделе статистика на сайте Минобразования почему-то нет сегодняшних данных последняя цифра за 2007 г. Да и там для простых смертных пусть будет рост до бакалавра, а магистратура — уже только за денежки. Доступность образования самого высокого качества не должна зависеть от размера кошелька родителей или их властных полномочий. Элитные школы не спасут положение, поскольку туда будут попадать, в основном, дети представителей существующей элиты. История развития общества показывает, что таланты не рождаются исключительно в элитарных кругах. И замыкание кадрового потенциала управления страны на небольшой круг людей с властными полномочиями и большими кошельками приведет к дальнейшему понижению качества управления в обществе. В условиях нарастания сложности современных социально-экономических процессов это смертельно опасно для общества в целом.Планируемое увеличение расходов на образование на 10 — 14% не может обеспечить запуск никаких «прорывных» инновационных процессов, о которых так любит говорить наше правительство.Это не компенсирует даже инфляционных явлений в экономике. С другой стороны, есть реальные примеры понимания нашими властями того, как обеспечивать «прорывные» подходы, но, к сожалению, — в других сферах.А какие же другие «прорывные» идеи совершенствования образования содержатся в Концепции?

Понятие многоуровневого образования сведено к увеличению доли бакалавров в общем числе выпускников высшей школы. Разве кому-нибудь непонятно, что обеспечение «полномасштабного перехода» к бакалавриату, провозглашенного в Концепции, это — понижение уровня высшего образования в стране?

Далее, по сути, признается, что основная задача системы образования — зарабатывание денег в условиях рынка. Но ведь совершенно очевидно, что необходимо выделить понятие образовательные услуги и отделить его от понятия функции государства в области образования населения. Далее необходимо обеспечить приоритетность второго над первым. Современный лозунг «Знание-товар» уничтожил все самое хорошее, что было в нашей школе, вплоть до самой высшей, и продолжает уничтожать то, что еще пока осталось.

Существующее отчуждение высшей школы от инновационных процессов в экономике не выявлено и нет задач его преодоления. Это один из самых существенных моментов: не может быть инновационной экономики без механизмов генерации инновационных идей. Кроме университетской среды массовому появлению ростков этих идей и технологий, а также людей, активно их продвигающих, взяться просто неоткуда.

Справедливость этого показывает зарубежный опыт. Это показывают и отечественные процессы роста, а затем — быстрого спада темпов роста и далее — численности малых инновационных предприятий (МИП). По сути, эти предприятия появились в относительно большом количестве с началом перестроечных процессов на базе отраслевых научных институтов и учреждений на основе научного потенциала, накопленного еще в советское время. Далее этот первый слой таких предприятий распродал все, что было и они стали закрываться. Новые МИП в массовом количестве не появляются — нет механизма их порождения и взращивания. Статистика показывает, что за последние 3 года число МИП уменьшилось в 3 раза.В Концепции не вскрыты и не решаются главные проблемы образования нашего времени. А они — не технические, и не организационные, и даже не финансовые. Они — мировоззренческие и методологические. Задача системы образования — не накачать учеников и студентов знаниями. Знания в современном мире устаревают все убыстряющими темпами. Необходимо дать молодым людям системные знания о мире, экономике, обществе, роли человека в них и значении его духовно-нравственной составляющей. Нужно привить подрастающему поколению навыки и умения самим добывать необходимые знания, синтезировать, генерировать их. У нас пока превалирует информационно-кодирующая педагогика, фактологический подход к образованию, ориентация образования, в том числе и высшего, на конкретные рабочие места, конкретные компетенции.Наблюдая сегодняшние процессы в образовании, наряду с массой негативных явлений, можно увидеть небывалый рост самоорганизации людей в этих процессах. Они — и результат новых информационных возможностей, но и — результат новой информационной ситуации, и — результат рождения новой логики индивидуального и социального поведения людей, и ещё — много чего.

Существующие образовательные структуры теряют свое значение. Они пытаются играть по старым нотам. Нас же пытаются ориентировать на новые образовательные стандарты, дипломы, сертификаты, компетенции, связанные с ними. Это тупиковый путь. Стандарты всегда будут отставать от жизни и чем дальше — тем больше. (Сегодня, например, высшая школа работает, в основном, по Госстандартам от 2000 — 2001 гг.) Не говоря уже о том, что все эти сертификаты и дипломы сегодня являются предметами активной купли-продажи, ценностные ориентиры реально учащейся молодежи смещены в сторону дипломов, «корочек», а не знаний и навыков.

Реальность сегодняшнего дня — общество всё более теряет уверенность в правильности выбранных целей развития. Образовательные структуры — это важнейшие подсистемы для реализации целей общества. Неустойчивость целей — неустойчивость развития — и кризис нарастает по всем линиям. В этой ситуации можно взяться за кардинальную корректировку целей. Но этот процесс может затянуться надолго — может и не остаться времени на создание целереализующей системы. (Некому уже будет её создавать!)

Но можно идти по другому пути — создавать среду, ориентированную на самообразовательные процессы. В этой среде такие элементы, как школы, университеты тоже должны быть, но функции их должны существенно измениться. Они должны стать не законодателями, а помощниками, навигаторами в море знаний, центрами притяжения людей к новым знаниям, накопителями, хранителями, генераторами новых знаний, методологическими центрами по развитию личностей. Настоящий учитель вообще никого и ничему не должен «учить», а только — помогать людям самостоятельно осваивать необходимые знания. И эту среду нельзя полностью отдавать на откуп рынку. Государство должно, в основном, ее выстраивать, поддерживать, одухотворять высокими целями, идеалами.

Принято говорить, что новая экономика — это экономика знаний, подразумевая при этом — новые знания. И всё бы хорошо, но несложно увидеть, что основная масса новых знаний — это знания формально-технологические, фактологические. Т. е. — имеющие весьма ограниченный жизненный цикл во времени. И, стало быть — ограниченную ценность для жизни человека. В то время как истинные знания о жизни: о её смысле, о её главных ценностях, о методах гармоничного взаимодействия с окружающей природой, о добре и зле в мире, о здоровом образе жизни и т. д., — практически не устаревают. Напротив, новации в этих знаниях часто приводят к печальным результатам, как для отдельных людей, как для их сообществ, так и для Человечества в целом. Не так ли происходит сегодня в нашей экономике? Поэтому нельзя основывать образовательную систему на идее погони за новыми знаниями. База должна быть более фундаментальная — комплекс знаний и идей, которые так и называются — «вечные истины».

Таким образом, общая оценка представления образовательного аспекта в Концепции — неудовлетворительная. Нет понимания связи процессов, причин и следствий, возрастающей роли и ключевого значения образования вообще и высшего образования в частности в новой экономике. Или наоборот — кто-то это все очень хорошо понимает, но преследует цели, далекие от развития, мягко говоря. А если говорить прямо, то это — цели стагнации и эффективного продолжения процесса разрушения важнейших государственных структур и систем, но пока еще не силовыми методами и средствами. И вопрос сегодня стоит ребром: согласимся ли мы, согласится ли общество на такое «развитие»? Если — да, то у нашего общества нет будущего.
Хижняк Сергій Ігорович

2009-11-05 11:16:45
Поколение, которое не прочитает ни Пушкина ни Шевченко....
Поколение, которое не прочтет ни Пушкина, ни Шевченко,…
«Нас превращают в страну дураков»

В конце августа на очередной Международной книжной выставке в Киеве прозвучали замечания от специалистов, которые остались без внимания высших чиновников. Вчасности издатели сообщили, что по их сведениям, любимые книги украинцев – детективы и любовные романы, а 35% граждан НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ. Возникает вопрос: как в таких условиях может идти речь о развитии наций, научных прорывах, улучшении качества образования и отношения к детям в школах?
Когда я решил вникнуть глубже в этот вопрос, почему украинцы некогда самая читающая нация в мире, перестала читать и чем это нам всем грозит, предо мной стала ошеломляющая картина. Сегодняшние данные говорят о том, к чему стремились все эти 18 лет, - воспитали страну идиотов. Если мы и дальше будем двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Время идет, а процессы которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне еще и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, поколения наших родителей дедов и прадедов работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодежи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни – тупые, ограниченные люди способные лишь бить морду?
Вы спросите, зачем человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга. Раньше, начиная еще со времен Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотябы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издается, - 15 тысяч писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после моего поколения? Эсэмэски будут издавать в назидание потомкам.
Я давно предлагаю изменить критерии приема в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов – пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на той или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А одно тестирование, которое сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Оно построено лишь на знании или не знании фактов. Но факты далеко не все! Ответы на большинство вопросов тестирования заслуживают не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьезной беседы. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить ее, как раз и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.
Сегодня преобладают «Чувства вместо умов». Вопрос потери интереса к чтению – это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы уперлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это все осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстает. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира – в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы – нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтении нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерства культуры и образования должны стать важнейшими из всех министерств. А первоочередная задача – перестать подчинять культуру и образование коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Мы можем иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наемников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи – на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала все это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо реже, а обобщенную картину жизни дает телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдете. С экрана идет лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами – воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры – это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру и образование. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой и образованием! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии – разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас – вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшим инструментом воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с Эстонцами – они готовы учиться медицине в Украине. Но мы берем с них огромные деньги за учебу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит четкую политику по распространению английской культуры, а через нее – глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры и образования сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире все в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
Так что думайте прежде, чем что-то посеете, чтобы не плакать от бессилия, когда это всё вырастет.
Олександр Васильович Трушніц

2009-12-22 12:26:49
К вопросу образовательной и информационной политики Украины
На самом деле, информационная и культурная политика Украина неконтролируема властью страны. Это - факт!

И +1 за то, что с этим нужно что-то делать. Единственное, что от себя добавлю, это то что ХХI век на улице и читать , как читали наши отци и матери - не актуально. Образовательная политика СССР исповедовала одну цель - построение социалистического сознания.

Украинцы имеют шанс стать образованными и осознанными. При этом -- никаких культов, шаблонов и тд....

Не спешите насаждать не понятной нужности знания. грамотейство - не выход.
Татьяна Іванівна Неридюк

2010-01-15 11:51:06
Куда текут реки современных образовательных процессов?
Эксперты нужны в каждой области деятельности. Вот только, наши ВУЗы каждый год «выпускают» большое количество молодых людей с дипломами но без определенных перспектив или без необходимых знаний. Система обучения должна работать на местный рынок труда, предлагая возможности молодым людям стать первоклассными специалистами в востребованных областях.
Анатолий

2010-02-09 14:52:36
Куда текут реки современных образовательных процессов?
Отличные результаты может принести образовательная система, которая сочетает «практическую сторону» Западно-Европейского стиля образования и «теоретическую» Восточно-Европейского.
tokatak

2010-12-02 14:54:05
Re: Куда текут реки современных образовательных процессов?
Полагаться на то что наша страна возьмет курс на воспитание сознательного гражданина, выступит катализатором культурного подъема как минимум нелогично. Наша страна никогда не была заинтересована в развитии мыслящей нации, более того, на протяжении многих десятилетий интеллигентная прослойка нашего общества всячески подвергалась репрессиям, вплоть до физического уничтожения. Сейчас, впрочем как и в любое другое время, вопрос поднятия культурного уровня украинца практически полностью сводиться к процессу самообразования и саморазвития.
Хижняк Сергій Ігорович

2012-02-12 23:01:00
КУДА ТЕКУТ РЕКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ?
ДА,все что вы говорите актуально,но есть ряд причин руководствуясь которым правительства страны ничего коренным образом менять не хотят. А зачем? - говорят многие из наших чиновников,при этом декларируя новые приоритетные взгляды на развитие образования и инновационной деятельности.
Сегодня в период трансформационных процессов и транспарентности рынков стает актуальным процесс инновационного лифта,который задаст ключевые этапы развития украинского общества и модернизации экономических процессов.

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Опитування

Мир на сході настане завдяки:

Результати опитувань

Персональний кабінет


Пряма мова

Карта нової україни

Вiдео

Останні обговорення

Форум