Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересівСергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу Ми не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні.
ГоловнаГлавная
Региональные организации

Поиск

Теги

Прямая речь

Версия для печати 14 сентября 2009

Владимир Семиноженко: "Руководствуясь сиюминутной выгодой нельзя творить будущее"

Інтервью лидера «Гражданського движения «Нова Украина», Главы партии «Новая политика», академика НАН Украины Владимира Семиноженко Таврийскому экономическогому журналу.


 

 

Много говорится об институциональных факторах экономического роста. Какие из них, на Ваш взгляд, являются определяющими для экономики Украины?

 

По данным крупнейших международных рейтинговых агентств, слабым местом Украины как государства является именно … государство, то есть его институты. В первую очередь - правосудие, налоги, качество управления, защита частной собственности. И, конечно же, такое явление, как коррупция. В нашем обществе коррупционные практики настолько укоренились, что уже могут считаться своеобразным институтом. Хотя в цивилизованном мире институционализируется не коррупция, а борьба с ней. Получается, что по уровню образования, науки, инноваций Украина - одна из 50 лидирующих стран, а по качеству государства - во второй «африканской» сотне. Такой дисбаланс не может существовать долго. Рано или поздно мы или растратим окончательно наш потенциал, задел на будущее, и станем «полноправной» страной третьего мира, или придется подтягивать власть до уровня общества и экономики.

Национальная стратегия развития «Украина-2015», которую мы разработали при участии нескольких сотен специалистов из всех регионов страны, как раз и рассчитана на то, чтобы привести все институты государства, общества, экономики к единому высокому знаменателю и совершить рывок из третьего мира - в первый.

 

В каких формах и какими методами предполагается инновационное развитие Украины? Возможности создания каких инновационных кластеров Вы видите на территории Крыма?

 

И формы, и методы инновационного развития давно отработаны в мире, тут не нужно ничего изобретать. Более того, в нашей стране все необходимые разработки приняты на правительственном уровне еще в конце прошлого века. Прошло десять лет, а инновационные процессы в Украине не только не ускорились. Зачахла даже та деятельность, которая была. В 2005 году был сделан полный откат назад - вся законодательная база была разрушена, инновационный смысл - выхолощен. Проблема Украины - не в законах, а в тех, кому эти законы предписано выполнять. Для нынешней власти инновации - это модное словцо, не более того. Обсуждаемая сейчас «Стратегия инновационного развития Украины на 2010-2020 годы» по сути и форме верна. Но кто возьмет на себя ответственность реализовать ее в полном объеме? Когда дело доходит до реальных действий, реальных налоговых льгот, повышения бюджетных вложений в точки роста обычно весь инновационный запал и заканчивается. Ни один политик высшей лиги сегодня не знает, как выиграть выборы на инновационной идеологии. Зато все виртуозно владеют техникой раздачи денег населению под видом повышенных пенсий или компенсации вкладов. Руководствуясь сиюминутной выгодой нельзя творить будущее. Крым же в инновационном плане - «полуостров сокровищ». Только навскидку могу назвать несколько сфер, где возможно создание инновационных кластеров: аграрный, машиностроительный, судостроительный, рекреационный, экологический. В Крыму работают около 100 различных научно- исследовательских, проектных и конструкторских институтов и бюро это значительный задел.

 

Предполагается ли возможность выделять бюджетные места частным вузам, как это делается в развитых странах?

 

Несмотря на европейскую унификацию образования, национальные образовательные системы остаются индивидуальными как отпечатки пальцев. Количество частных вузов в разных странах варьируется от 30 до 80%. Хотя в Греции, например, нет ни одного частного вуза. Во Франции и Германии 85% студентов учатся за бюджетные деньги.

Однако общей тенденцией является тщательный государственный контроль за сферой образования, которая развитыми странами признается стратегически важной. Этим, собственно и отличаются развитые страны от остальных. Украинское образование сегодня на перепутье. От советской системы всеобщего высшего образования мы уже ушли. А к элитарному еще не пришли - и это хорошо. Не столь важно сегодня обязать частные вузы к выделению бюджетных мест. Главное - требовать высокого качества знаний. Мы должны перестать бездумно штамповать юристов и экономистов.

Государство остро нуждается в кадрах, способных работать в условиях новой экономики – это химия, биология, физика, информационные технологии и т.д. Необходимо создавать рабочие места в тех секторах экономики, которые обеспечивают ее бурный рост. В этом главная задача государства. А вузам какой формы собственности государство будет давать заказ на подготовку таких специалистов – это уже второстепенный вопрос.

 

Какие меры предлагает для поддержки талантливых студентов «Новая Украина»?

 

Чем государство действительно может поддержать талантливого студента - это гарантировать ему интересную и достойно оплачиваемую работу на родине. «Новая Украина» - движение за молодежь и для молодежи. Мы стремимся сделать нечто большее, чем учредить очередную стипендию – хотя и такие формы поддержки талантливых студентов и вообще молодых людей нами рассматриваются. Задача «Новой Украины» - построить сильную страну, в которой молодежь будет - чувствовать себя востребованной и защищенной.

Источник: Таврійський економічний журнал, № 4, 2009 р.

Добавить сообщение

Вам необходимо зарегистрироваться или авторизироваться для того, что бы создавать новые сообщения.

Вернуться в архив

Архив

Прямая речь

Карта новой украины

Видео

Последние обсуждения