Ми не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні. Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересівСергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу
ГоловнаГлавная
Региональные организации

Поиск

Теги

Прямая речь

Версия для печати 10 марта 2010

Андрей Азаров: Миллион кредитов по тысяче долларов – то, что нужно, чтобы поднять малый бизнес в Украине

Миллион кредитов по тысяче долларов – то, что нужно, чтобы поднять малый бизнес в Украине

Малый бизнес всегда испытывал дефицит финансовых ресурсов. В условиях кризиса эта ситуация усугубилась, хотя малый бизнес может явиться локомотивом выхода из кризиса и источником диверсификации украинской экономики. С малым бизнесом и с потребительскими кредитами в основном работали кредитные союзы. Сохранить малый бизнес возможно только через поддержку системы кредитных союзов - об этом шла речь на Восьмом Антикризисном форуме лидеров небанковского финансового рынка, который состоялся 27.02.2010 Глава Экспертного совета лидеров кредитных союзов Андрей Святославович Азаров поделился с журналистами «100%» видением развития небанковского финансового рынка в ближайшей и далекой перспективе.


—    Андрей Святославович, каков формат работы Экспертного совета?

—    Экспертный совет владеет прямой информацией «с полей». Этот совет не чиновников, а непосредственно «первых лиц» ведущих кредитных союзов Украины. Поэтому члены Экспертного совета знают ситуацию, как никто другой. На этой основе они формируют предложения по восстановлению и развитию рынка. То есть Экспертный совет разрабатывает стратегию рынка и предлагает конкретные механизмы оздоровления экономики, а правительство должно действовать — внедрять эти механизмы. То есть Экспертный совет это «мозг» кредитной кооперации, а государственные органы — это « рычаг », который или внедряет реформы, или тормозит их. На сегодняшний день,  к сожалению, это только второй сценарий.

Мы, к сожалению, не власть. Мы должны заставить ее работать. Необходимо, прежде всего, желание правительства заниматься спасением экономики. У предыдущего правительства такого желания не было. А популизм не кормит людей. Ситуация в Украине уже настолько запущенна, что последствия будут затяжными. И как все зарубежные страны, которые вовремя применили  «план спасения», мы развиваться не сможем, здесь необходимы уже более  глубокие и  дорогие  реформы.
- это именно желание власти спасать экономику. Второе, это знание как это сделать. Вот для этого мы и проводим Антикризисные форумы, создаем рекомендации для прави¬тельства, НБУ, Госфинуслуг и контролируем их внедрение.

—    Но ведь, по большому счету, этим должны заниматься государственные органы - тот же Госфинуслуг...

—    Вы абсолютно правы - «должны». Но ведь не занимаются же. Мы уже устали писать письма в «глухую дверь». К примеру, мы проводим уже Восьмой Всеукраинский Антикризисный Форум, и на каждый приглашали руководителей Госфинуслуг, но ни разу не было «возможности» у них посетить ключевое мероприятие того рынка, который они якобы регулируют. Поэтому мы не ждем. Мы не можем ждать: за нашей спиной интересы 2,6 миллионов членов кредитных союзов: одним их них - заемщикам, требуется внимание к платежной дисциплине, коллекторское внимание и применение механизма «кредитных историй», к другим – вкладчикам необходимо информирование и даже просвещение для принятия правильных инвестиционных решений. А кроме физических лиц – участников рынка, за нашей спиной еще и 800 кредитных союзов, которым необходима системная помощь, профессиональные консультации и выработка совместных решений. Вот всей этой работой и занимается Экспертный совет вместо государственных органов, которые призваны заниматься этими вопросами и, по сути, получают зарплаты за то, что «должны». Но, к сожалению, за преступное бездействие чиновников в нашей стране еще никого не посадили.

—    То есть рынок движется сам...

—    Можно так сказать. Однако нужно отметить, что в отличие от полного бездействия Госфинуслуг и НБУ как регуляторов финансового рынка, есть и положительные примеры государственно-политической службы. Так, по сей день рынку пытаются во всем помогать Азаров Николай Янович как председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, Клименко Александр Иванович как председатель Подкомитета вышеуказанного комитета по вопросам небанковских финансовых институтов, а также Кужель Александра Владимировна, председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

—    Что предлагает Экспертный совет лидеров кредитных союзов по исправлению существующей ситуации с отсутствием кредитования в стране?

—    Прежде всего, необходимо обеспечить наличие «длинных денег».
Этого нужно достичь путем рефинансирования кредитных союзов и/ или предоставления беззалоговых субординированных кредитов НБУ на срок не менее З-х лет, при котором должна быть установлена квота на финансирование малого и среднего бизнеса. Также для удешевления кредитов необходимо понижение учетной ставки НБУ, которая сегодня одна из самых высоких в мире. Все это сделает кредиты возможными. А миллион кредитов по тысяче долларов - то, что нужно, чтобы поднять малый бизнес в Украине.

Базовым условием должно стать обеспечение общеполитической стабильности и активности в проведении финансовых реформ, что будет способствовать возвращению доверия вкладчиков. Одним из основных пунктов финансовых реформ должно стать формирование единого финансового рынка, как для банков, так и для кредитных союзов, с единым государственным фондом гарантирования вкладов.

— То есть Вы предлагаете построить систему управления депозитными рисками?

— Это система управления и депозитными, и кредитными рисками. В развитых финансовых центрах никто не дает деньги в кредит про¬сто так, обязательно сверху вниз двигаются деньги, снизу вверх - кредитные риски. Это означает, если финансовое учреждение-агент предоставляет потребительские кредиты или кредиты малому бизнесу, то государственная инфраструктура берет на себя от 50 до 75% рисков. Такой инфраструктурой поддержки как раз и являются гарантийные фонды, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом кредиты, выдаваемые предпринимателям, должны быть стандартизированы. Стандартизированные кредиты, т.е. составленные по стандартным требованиям, легче секьюритизировать.

—    Как сегодня кредитным союзам противостоять кризису в одиночку и в то же время обслуживать свои «проблемные активы»?

—    Мы потому и проводим форумы, что предлагаем работать не «в одиночку». Принцип кредитной кооперации - взаимопомощь. Вот мы ее и обеспечиваем. Для проблемных активов - рекомендую аутсорсинг. Например, за последние годы позитивно в работе с дебиторской задолженностью зарекомендовало себя «Национальное коллекторское бюро». Аутсорсинг однозначно поможет любому кредитному союзу минимизировать убытки. А в целом мы предлагаем лидерам рынка сообща формировать, защищать и лоббировать рынок, вплоть до единой политической активности.

—    Политика нужна и кредитным союзам?

—    Безусловно. Как и ремесленные, промышленные партии Германии и Австрии, мы имеем все шансы защитить интересы пользователей услуг кредитных союзов, делегировав наших представителей во власть.

Для защиты интересов простых людей и в том числе интересов кредитных союзов (как главных их финансовых партнеров), мы объединяем наши усилия (а это миллионы членов кредитных союзов) в рядах Всеукраинской партии Народного Доверия. Для укрепления позиций на выборах всех уровней в 2010 году наша партия объединила усилия с партией «Новая политика» и рядом известных общественных организаций, чтобы единым блоком обеспечить приход во власть профессионалов, защищающих интересы простых людей и их организаций. Наш блок «НОВАЯ УКРАИНА» назван  гражданским блоком именно потому, что мы делаем акцент на представительстве и защите интересов граждан, а не финансово-промышленных групп.

А политика, однозначно, нужна и важна, тем более кредитной кооперации, которая работает только с физическими лицами.

—Планирует ли Экспертный совет разрабатывать план развития системы кредитных союзов широко по регионам Украины по типу банковской системы?
Обеспечить территориальную доступность капитала - это естественное свойство капитала. Механизмы, повышающие доступность финансовых услуг в Украине для развития малого бизнеса на всей территории страны, не надо придумывать. В мире существует десяток образцов, на которые можно ориентироваться. Например, в Бразилии банки попали в Амазонию через лотерейные киоски. В Украине уже существуют механизмы регионального развития кредитных союзов и, к примеру, такие кредитные союзы как «Первое Кредитное Общество», «Лидер», «Мрия» первыми в Украине прошли путь регионального развития еще с 1998 года. Это делает услуги кредитных союзов, которые ориентированы, прежде всего, на малообеспеченные слои населения и малый бизнес, доступными по всей Украине. В этом случае можно с уверенностью говорить, что такие всеукраинские кредитные союзы принесли ощутимую пользу государству, выравнивая промышленно-экономические диспропорции регионов и обеспечивая равный доступ к качественной услуге, не ущемляя права граждан по территориальному признаку. Однако, к примеру, Госфинуслуг недальновидна и в этой связи. Чиновники этого органа считают, что нужно запретить кредитным союзам иметь статус всеукраинских, якобы на тех основаниях, что сложно провести общее собрание членов союза, проживающих в разных уголках Украины. Ведь, то же акционерное общество - это вид коллективной собственности, а акционеров может быть сотни тысяч, причем живущих в разных странах. Но, видимо, эти «специалисты» Госфинуслуг не изучали экономическую теорию и не хотят слышать рынок и обеспечивать его эволюцию. Поэтому лидерам рынка приходится не только самим бороться с кризисом, но зачастую и просто с тупостью чиновников

- А какой Вы видите эволюцию кредитно-кооперативной системы?

Поддержать кредитную кооперацию можно посредством формирования базовых принципов создания и деятельности многоуровневой системы кредитной кооперации и создания благоприятных условий для расширения банковского кредитования кредитных кооперативов. Мы предложили четыре уровня этой системы с определенными организационно-правовыми формами финансовых учреждений: 1 уровень - касса взаимопомощи (прототип малых кредитных союзов на базе предприятия), 2 уровень - кредитный союз (более развитая форма, отделимая от отдельного предприятия и обеспечивающая надежность путем формирования регуляторного капитала в размере не менее 1 млн. евро), 3 уровень - кооперативный банк (субъект финансовых взаимоотношений с кредитными союзами и другими банками), 4 уровень — коммерческий банк (субъект, созданный путем вы¬пуска акций и обмена паев на акции). Вся эта система развития позволит не допустить на рынке образования неблагонадежных финансовых учреждений и укрепит рынок в целом. Еще в 2008-м мы разработали концептуальный документ - «Стратегия развития кредитно-кооперативного рынка Украины» и презентовали его на первом Антикризисном форуме кредитных союзов, получили обратную связь, дополнения, общее одобрение и за подписью лидеров рынка отправили во все профильные государственные органы. Мы-то поработали на славу. Теперь дело за государством, в котором мы живем.

Источник: Деловой журнал 100%

Добавить сообщение

Вам необходимо зарегистрироваться или авторизироваться для того, что бы создавать новые сообщения.

Вернуться в архив

Архив

Прямая речь

Карта новой украины

Видео

Последние обсуждения

Форум