Ми не були готові до асоціації в 2013 році і так само не готові до неї сьогодні. Сергій Лівенцов:«НОВА ПОЛІТИКА» завжди відкрита до діалогу Володимир Семиноженко: Потрібно жити своїм розумом, будувати країну виходячи із власних інтересів
ГоловнаГлавная
Региональные организации

Поиск

Теги

Новости

Версия для печати 29 января 2010

Анатолий Зленко: "Новый посол - новые задачи"

Анатолий Зленко:

Наконец-то свершилось… 25 января с. г. в Украину прибыл посол Российской Федерации Михаил Зурабов. В тот же день он вручил министру иностранных дел Украины Петру Порошенко копию верительной грамоты. Согласно дипломатической практике с этого момента новый посол может приступить к выполнению в определенном объеме своих полномочий.


Оброненная Виктором Черномырдиным в июне 2009 года фраза о том, что его преемником будет «чернявый и симпатичный посол», постепенно обрастала слухами и всевозможными домыслами. Вскоре, правда, хранимое в секрете имя стало достоянием гласности, и это случилось после того, как российская сторона обратилась за агреманом (предварительным согласием) на приезд в Киев нового посла. Однако интрига все же сохранилась.

Внимание к прибытию российского посла в Украину имеет свою предысторию. Пройдя через все государственные процедуры, Михаил Зурабов был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Украине 5 августа 2009 года, но из-за серьезных разногласий, возникших в украинско-российских отношениях, было принято несколько неординарное решение отложить отъезд высшего государственного чиновника к месту назначения. Другими словами, речь шла о прояснении политической ситуации в Украине и результатах будущих президентских выборов.

В целом, история с господином Зурабовым сыграла злую шутку. Он стал невольным заложником обострения украинско-российских отношений, что собственно и привело к почти полугодовой отсрочке его приезда в Украину. В дипломатической практике с посольским корпусом происходят казусы. В силу тех или иных обстоятельств послы зачастую оказываются крайними при решении самых острых вопросов. Их нередко отзывают на консультации или по разным причинам вообще досрочно возвращают в страну (обострение двусторонних отношений, ведение военных действий на территории государства пребывания, возникновение кризисных ситуаций и другое). Как правило, вновь назначенному послу в течение нескольких месяцев приходится томиться в ожидании получения агремана или ждать – от считанных дней до нескольких недель – аудиенции у главы государства для вручения верительной грамоты.

Что касается нового российского посла, то здесь есть свои нюансы, которые собственно и составили интригу с его назначением и последующим приездом в Украину. Возникает вопрос: кто же выиграл и кто проиграл от того, что в течение полугода не было руководителя дипломатической миссии РФ в Украине? Если честно, то мне представляется, что проиграли обе стороны – и Украина, и Россия. Но Россия, на мой взгляд, потеряла больше. Отсутствие главы миссии, конечно же, ограничивало возможности российской стороны защищать свои интересы, проводить собственную политику и реализовать в той или иной мере поставленные перед посольством задачи. А сколько утраченных контактов, информационных каналов, доступ к которым преимущественно может иметь только посол и никто другой! Поэтому решение российского руководства не направлять посла в Киев можно охарактеризовать известным крылатым выражением: «Хотелось как лучше, а вышло как всегда».

Хотим мы этого или нет, но приходится констатировать, что к моменту приезда нового посла России в Украину повестка дня украинско-российских отношений перегружена, к сожалению, многими нерешенными проблемами. Серьезные расхождения, которые все больше начали проявляться в этих отношениях в последнее время, стало все труднее преодолевать на межгосударственном уровне. К тому же снижение интенсивности встреч на высшем уровне мешало своевременному принятию решений по важнейшим вопросам двусторонних отношений. Именно в этот период особую остроту приобрели политические, торгово-экономические, энергетические споры. Нарастала конфликтность вокруг отдельных приоритетных направлений внешней политики Украины. В результате это ощутимо влияло на содержание и характер украинско-российских отношений.

Конечно, новому послу предстоит выполнить огромный объем работы, но, главное, с учетом сказанного выше, необходимо начать формирование неконфронтационной идеологии этих отношений при должном уважении характера изменений, произошедших за последние почти 20 лет развития наших государств. Надо учитывать и новые процессы, происходящие на европейском континенте. При внимательном отношении они могут послужить хорошей основой для разрешения тех проблем, что разделяют Украину и Россию. Не менее важно отойти от устаревшей риторики, надуманных мифов и опасных стереотипов и в конечном итоге насытить диалог теми проблемами, которые действительно требуют неотложного решения.

Сегодня отношения между Украиной и РФ в основном базируются на договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. За годы независимости создана солидная договорно-правовая основа, насчитывающая около 400 двусторонних документов, из них более 300 являются действующими. Они призваны регулировать сотрудничество сторон и поддерживать высокий уровень партнерства двух стран. Среди приоритетных задач можно выделить необходимость формирования зоны свободной торговли, завершение делимитации морских участков межгосударственной границы, урегулирование проблемных вопросов функционирования и пребывания ЧФ РФ на территории Украины, сотрудничество в топливно-энергетической и консульско-правовой сферах. Не последними в перечне проблемных задач остаются вопросы торгово-экономического сотрудничества, уровень которого упал почти вдвое в 2009 году и составил примерно $20 млрд., в то время как в 2008-м торговый оборот достигал $40 млрд. Жизненно важные задачи – наращивание взаимодействия в области авиастроения, космонавтики, в гуманитарном, межрегиональном и приграничном сотрудничестве и других сферах. Решению этих первоочередных задач во многом содействовал бы перевод на регулярную основу работы украинско-российской Межгосударственной комиссии с одновременным оживлением деятельности ее органов.

Хотелось бы надеяться, что все эти вопросы будут находиться в поле зрения посла Михаила Зурабова, который как новый человек со свежим взглядом сможет оценить состояние и внести вклад в перспективы развития украинско-российских отношений. Однако надо понимать, что далеко не все зависит от посла. Безусловно, компетентный и активный, а тем более положительно настроенный на поиск эффективных подходов к решению данных проблем посол – это уже половина дела. В этом, очевидно, не откажешь новому послу России, личности опытной, прошедшей определенные испытания в горниле российских властных структур. Его первое заявление по прибытии в Киев, сделанное на государственном языке нашей страны, говорит о культуре этого человека, его уважении к истории и традициям Украины, чем располагает к себе уже с первых моментов пребывания на украинской земле. Это является обнадеживающим знаком. Поэтому хочется пожелать господину Зурабову успешной работы, отвечающей интересам обоих государств.
Источник: http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1762

Добавить сообщение

Вам необходимо зарегистрироваться или авторизироваться для того, что бы создавать новые сообщения.

Вернуться в архив

Архив

Прямая речь

Карта новой украины

Видео

Последние обсуждения

Форум